Минтимер Шаймиев может возглавить ЦДУМ России
Минтимер Шаймиев может возглавить ЦДУМ России Талгат Таджуддин предложил Минтимеру Шаймиеву возглавить Центральное духовное управление мусульман России
Председатель Центрального духовного управления мусульман России (ЦДУМ) верховный муфтий Талгат Таджутдин предложил Государственному советнику Татарстана Минтимеру Шаймиеву возглавить ЦДУМ, располагающееся в Уфе, столице Башкортостана, и стать светским лидером российских мусульман. Предложение прозвучало 10 июня в Болгаре, на торжественной церемонии открытия Белой мечети. Таджутдин дал Шаймиеву три месяца на раздумья, передает kazanweek. Хотя слова верховного муфтия прозвучали в шуточном тоне, наблюдатели восприняли их серьезно и положительно. В окружении Минтимера Шаймиева пока не комментируют случившееся.
Сенсационное предложение Талгата Таджутдина экс-президенту Минтимеру Шаймиеву стать главой российских мусульман осталось незамеченным. Журналисты словно не поняли эти слова. Быть может потому, что Таджутдин обращался к госсоветнику на татарском.
Это произошло в Болгаре 10 июня, на торжественной церемонии открытия Белой мечети. Таджутдин вышел к микрофону сразу после президента Рустама Минниханова и Минтимера Шаймиева. Неплохой оратор, он сразу огорошил присутствующих своим заявлением о скандальном 12-метровом монументе скульптора Даши Намдакова «Хранительница». Этот памятник, напомним, вызывает резкий протест в мусульманском сообществе. Но Минтимер Шаймиев хочет установить его в Болгаре.
— Я, как шейх уль-ислам и верховный муфтий, говорю: пусть ставит не только этот 12-метровый памятник, у Шаймиева есть такое право, — заявил Таджутдин, — Кто такую мечеть построил – пусть поставит хоть двух барсов! Пусть ставит хоть орла! Пусть ставит, что хочет!».
Слова председателя ЦДУМ были встречены удивленным молчанием. В праздничный день никто не хотел касаться скандальной темы. Но муфтий нарушил негласное табу. Наверное, поэтому никто не услышал его следующего заявления. Таджутдин вручил Минниханову большое зеленое полотнище с вышитыми на нем словами из Священного Корана. Обращаясь к президентам, действующему и бывшему, муфтий попросил их охранять этот подарок и вручил каждому холодное оружие. Минниханову кинжал, а Шаймиеву протянул собственную шашку, которую отстегнул от пояса.
— Мы вручаем Минтимеру Шаймиеву эту саблю, — повернулся к госсоветнику Таджутдин, — и от всего президиума ЦДУМа обращаемся к нему с предложением стать председателем Духовного управления мусульман. У вас есть три месяца на раздумье.
Монолог Таджутдина прозвучал на татарском языке. Иногда он удалялся от микрофона и его слова трудно было разобрать.
В Центральном духовном управлении мусульман России корреспонденту подтвердили заявление своего председателя, но отказались давать комментарии по этому поводу.
В пресс-службе Минтимера Шаймиева тоже не комментируют предложение Верховного муфтия экс-президенту.
Председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), директор Казанского центра изучения Корана и сунны Фарид Салман (он был свидетелем случившегося) считает предложение Таджутдина прекрасным:
— Даже если это шутка, то в ней есть здравый смысл, — сказал Фарид Салман.- Рано или поздно государство и мусульманское сообщество придут к тому, чтобы иметь в России один исламский центр.
По его словам, если Шаймиев согласится возглавить ЦДУМ — это будет шаг к объединению.
— Имея за спиной большой хозяйственный и управленческий опыт, Шаймиев смог бы вытащить Центральное духовное управление мусульман, а затем подтянуть и другие муфтияты, — уверен Фарид Салман, — Потому что невозможно сочетать духовное и административное начала в одном лице. Я бы только приветствовал, если бы Минтимер Шаймиев согласился на такую работу.
Фарид Салман считает, что в России оформляются два мусульманских начала. Одно – татаро-башкирское (тюркское). Другое – кавказское.
— Всевышний призывает соревноваться в благих делах, но я считаю, что кавказские мусульмане ушли вперед в этом, нежели татарские мусульмане. Если произойдет объединение, то это будет большим стимулом для развития татарского ислама.