Нужно ли имамам светское образование?

Нужно ли имамам светское образование?

, Религия

Ученые и шакирды поделились мнениями о необходимости получения светского образования имамам. Как сообщает «Рисалят-Послание», вчера в Исламском колледже имени М. Султановой прошел семинар, организованный совместно руководством колледжа, Башкирским государственным педагогическим университетом им. Акмуллы и Институтом этнологических исследований им. Р.Г.Кузеева Уфимского научного центра РАН. В ходе встречи ее участники обсудили вопрос необходимости получения светского образования мусульманскими священнослужителями.

Перед студентами колледжа выступили председатель Cовета по государственно-конфессиональным отношениям при Президенте Республики Башкортостан Вячеслав Пятков, директор Института этнологических исследований им. Р.Г.Кузеева УНЦ РАН Айсылу Юнусова, научный сотрудник института Зиля Хабибуллина, учёный секретарь института Айнур Тузбеков и другие учёные. Директор колледжа Ильдар Малахов обратился с приветственным словом к студентам и представил им почетных гостей.

Как отметила Айсылу Юнусова, раньше в деревне имам играл роль не только духовного лидера, но и одновременно исполнял множество других функций, таких как казый (судья), педагог, врач и т.д.

Научный сотрудник отдела религиоведения того же института Регина Мухаметзянова-Дуггал, которая не один год провела в Индии, поведала об особенностях индийских межконфессиальных отношений. Она заметила, что и на Востоке, и на Западе высшее образование является комплексным. Затем Зиля Хабибуллина сообщила, что Институт этнологических исследований проводил исследования в 2005, в 2009 и 2011 годах, и его результаты показали, что основным источником формирования духовенства являются не столько выпускники религиозных учебных заведений, сколько уважаемые люди, например, в деревне это члены КПСС, ветераны войны, директора школ. Главной особенностью являлось воспитание в религиозной семье. Ещё одной группой «поставляющих» имамов были самоучки, мигранты из стран Центральной Азии.

Основной проблемой новоиспечённых имамов, по мнению участников семинара, является отсутствие возможности ощущать себя благополучно. Лишь 1% выпускников религиозных учебных заведений реализуют себя как имамы.

Слово взял Вячеслав Петрович: «Ваша задача – защитить и правильно повести ислам. Уберечь его от радикализма. Надо быть достойными представителями ислама»

В свою очередь Айсылу Билаловна предложила студентам, чтобы светские учёные прочитали им тематический спецкурс объёмом в 70 часов.

— Имам должен обладать широким спектром знаний, — заявил Ильдар хазрат. Однако он выразил несогласие относительно того, что студентам религиозных учебных заведений нужно получать дополнительное светское образование по заочной форме или в какой-либо иной, то есть когда студент обучается в двух ВУЗах. – Нужно создать условия, чтобы все это могло преподаваться в одном медресе.

Слушателям семинара было предложено задать вопросы по интересующим их темам. После непродолжительного молчания отвечать на вопрос студента пришлось Вячеславу Петровичу. Вопрос звучал актуально: «А кому преподавать ислам в деревне, если там никого не остается?»

Вячеслав Петрович отметил, что это комплексная проблема, решать которую необходимо силами всего государства. И то, что деревня пустеет, это минус не только для священнослужителей (духовенства), но и для многих других сфер. Также поднимался вопрос отсутствия права голоса у имамов в сельсоветах. «Если имам хочет озвучить какую-то свою проблему, то ему говорят, что религия отделена от государства, так что ты иди». Были предложения, например, дать имамам возможность заниматься частным бизнесом. Один шакирд из Салаватского района посетовал, что у них в деревнях очень много неиспользуемой земли, и что священнослужителям нужно помочь в этом плане, в частности преподать им основы экономики и других необходимых дисциплин.

В завершение семинара Ильдар Малахов от имени студентов и преподавательского состава Исламского колледжа подарил Институту этнологических исследований полотно со священными аятами из Корана (шамаиль).