Президент РФ Владимир Путин в очередной раз предложил вернуть школьную форму
Президент поручил правительству подготовить законодательную базу для введения школьной формы в государственных общеобразовательных учебных учреждениях России. Президент поручил правительству подготовить законодательную базу для введения школьной формы в государственных общеобразовательных учебных учреждениях России. В апреле известный во всем мире российский модельер Вячеслав Зайцев предложил свой вариант школьной формы. В Государственную думу РФ уже внесен проект поправок к закону «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которыми обязательные требования к одежде учеников школ будут введены в регионах России уже с 1 сентября этого года.
Зачем и почему хотят ввести школьную форму? Какие проблемы маскирует эта инициатива, кому она может быть выгодна и к чему в итоге приведет?
Действительно, школьная форма – это символ традиций, помогающий развить чувство принадлежности к команде, а также очень сложный элемент гардероба, который во многие времена являлся важным атрибутом образовательного процесса. Многие страны мира продолжают хранить или вводить в свои учебные заведения эту удивительную традицию, адаптируя ее для современной молодежи:
Самой большой европейской страной, в которой существует школьная форма, является Великобритания. Большинство учащихся школ в Англии обязаны носить униформу. Помимо этого разрешается носить рубашки-поло и толстовки цветов школы, а также одноцветные брюки и джинсы. Однако, и в Великобритании и в её бывших колониях (Индия, Австралия, Сингапур, ЮАР) школьная форма не является обязательной, каждая школа сама решает этот вопрос сама. У каждой престижной школы есть свой логотип и ученики обязаны приходить на занятия с «фирменным» галстуком или значком.
В Германии школьной формы как таковой не существует. В некоторых школах введена единая школьная одежда, не являющаяся формой, так как ученики могут участвовать в её разработке.
В Бельгии школьная форма есть в некоторых католических школах, а также в частных школах, основанных британцами: брюки и юбки темно-синего цвета, белая или голубая рубашка и галстук.
В Турции школьная форма обязательна и у каждой школы свой цвет, но единый фасон: для мальчиков — костюм, для девочек — блузка, джемпер и юбка, для всех — галстук цветов школы, этим подчеркивается общее равенство, независимо от социального и материального положения родителей.
В Японии для большинства средних и старших школ школьная форма считается обязательной. В каждой школе она своя — обычно это белая рубашка и темные пиджак и брюки для мальчиков, белая рубашка и темные пиджак и юбка для девочек, или же «сейлор фуку» — «матросский костюм», возведенный сейчас в статус культа. К форме обычно дается большая сумка или портфель. Школьники начальных классов, как правило, одеваются в обычную детскую одежду.
Во Франции единая школьная форма существовала в 1927-1968 годах и была отменена в результате студенческих протестов 1960-х годов. Некоторые французские школы практикуют ношение формы при разрешении родительского комитета.
В США и Канаде существует школьная форма во многих частных школах. В государственных школах единой формы нет, но в некоторых школах введены правила ношения одежды (dress-code), где каждая школа сама решает, какие именно вещи позволено надевать ученикам. Как правило, в школах запрещены топы, открывающие живот и низко сидящие брюки. Следует отметить, что несмотря на дресс-код, к 2010 году доля школ, регламентирующих ношение формы увеличилась с 3% (в 1996 году) до 25%.
На Кубе форма обязательна для всех учащихся школ и высших учебных заведений.
Эксперты отмечают, что в настоящее время тенденция возвращения школьной формы набирает обороты во многих странах мира. Однако для России это явление не ново – достаточно вспомнить времена СССР, когда ношение единой формы являлось обязательным. Сейчас многие лицеи и гимназии, особенно наиболее престижные, имеют свою собственную форму. Также, большинство общеобразовательных школ еще до внесения поправки к закону «Об образовании в Российской Федерации» начали постепенно переходить на обязательную школьную форму, при этом у каждой школы и даже каждого класса она может быть своя.
Специалисты считают, что Российскому правительству необходимо более четко проработать бюджет для такой серьезной реформы, особенно серьезно отнестись к критериям подбора поставщиков материалов, а также принять максимальные меры для пресечения коррупции при воплощении данной реформы в жизнь — это делается для детей, наживаться на нуждах которых никто не имеет права.