Новые подробности о новом школьном предмете

, Религия

В Башкортостане основы исламской культуры будут изучать лишь 3,6% школьников Министерство образования Республики Башкортостан провело мониторинг мнений родителей учеников третьего класса по выбору модуля курса «Основы религиозных культур и светской этики». В результате основы православной культуры выбрали 1,8% родителей, основы исламской культуры – 3,6%, основы буддийской культуры и основы иудейской культуры – 0%, история мировых религий – 22,2%, основы светской этики – 72,4%. Такие данные сегодня в ходе-пресс-конференции в «Комсомольской правде» озвучил заместитель министра образования республики Владимир Аристархов.

Для Башкортостана эта дисциплина является новой, поскольку республика не вошла в число 21 региона, где проходила апробация комплексного курса. Новый школьный предмет будут изучать с 1 сентября 2012 года в четвертых классах, рассчитан на 1 час в неделю (общий объем курса – 34 часа). Предмет не предполагает отметок в дневнике, домашней работы, могут быть лишь задания творческого плана: рассказать что-либо, сделать рисунок.

По словам замминистра, 4-й класс для изучения предмета выбран неслучайно. Во-первых, в этом возрасте у ребенка сформированы наиболее благоприятные социально-психологические особенности (бесконфликтность, мягкость, добродушие, открытость). Во-вторых, к этому времени у школьников и их родителей складываются доверительные отношения с учителем. В-третьих, ученики 4-го класса лишены дополнительной умственной и эмоциональной нагрузки.

— Специальные курсы по этому предмету должны пройти 3093 учителя, — рассказал Владимир Аристархов. – Более 900 из них эту подготовку уже прошли в Башкирском институте развития образования, остальных мы подготовим к 1 сентября. Среди них – не только учителя начальных классов, есть и «предметники», преподающие историю, литературу.

Большую проблему, по его мнению, представляют сельские малокомплектные школы, которым не достает даже учителей общеобразовательных предметов. В Министерстве образования вырабатываются шаги по пути ее решения.

Всем ребятам, независимо от выбранного модуля, будут внедряться три базовые ценности: Отечество, семья, культурные традиции. Для преподавания одного из модулей разработано 9 учебно-методических комплексов. Учебники будут бесплатны как для учителей, так и для школьников.

— Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры, предоставит возможность обсуждать нравственные вопросы с опорой на те культурные особенности и традиции, которые для них представляют наибольший интерес, — сказал чиновник.

Чтобы избежать насаждения личных предпочтений по той или иной религии со стороны преподавателя, уроки будут время от времени посещать руководители школ, другие учителя. Кроме того, будет проводиться опрос родителей учеников.

Как отметил заместитель руководителя администрации Центрального духовного управления мусульман России Артур Сулейманов, мусульманское духовенство открыто для совместной работы с Министерством образования РБ и готово помочь в подготовке специалистов.

— Изначально ЦДУМ России стояло на позициях преподавания лишь общего курса «Основы традиционных культур», — сообщил Артур хазрат. – Школьники должны знать культуру свою и своих соседей, разрыв нужно сокращать. Но мы приветствуем и такой курс, который внедряет Министерство образования и науки России, поскольку он удовлетворяет нашим общим целям.

Руководитель информационно-аналитической службы Уфимской митрополии Русской православной церкви Вадим Розенфельд, присутствовавший на пресс-конференции, сказал, что православные тоже могут помочь Министерству образования подготовить кадры. Кроме того, представители РПЦ не согласились с данными проведенного мониторинга, особенно их не устраивает результат в 1,8% выбравших для изучения основы православной культуры. По словам методиста отдела религиозного образования и катехизации Марии Ларионовой, в республике проживает 22% православных христиан, и именно столько респондентов должны были выбрать этот модуль.

— У нас пока больше вопросов, чем ответов, — признался Владимир Аристархов. – Мы только входим в воду.