В Башкирии вокруг уфимской мечети «Хамза» разворачивается конфликт
Единственная в Октябрьском районе Уфы мечеть после смерти своего основателя Хамзы Галлямова стала предметом раздора среди различных групп верующих. Близкие покойного имама утверждают, что тихой сапой контроль над культовым учреждением переходит от основателей мечети к иным лицам, а ранее независимая духовная община находится под контролем ЦДУМ России Талгата Сафа Таджуддина.
Накануне нового года члены местной религиозной организации Махалля № 1615 и члены БФ Имам Хазрат Хамза Хаджи обратились к председателю ЦДУМ России Талгату Сафа Таджуддину с просьбой сменить действующего имам-хатыба Тулкинжона Каримбердиева. Они обвиняют имама в захвате имущества. Вместе с тем именно при этом имаме община смогла оформить мечеть в собственность религиозной общины и право аренды земли вокруг нее.
Почетный гражданин
Еще долгое время мечеть в Сипайлово будет ассоциироваться с именем своего основателя и первого имам-хатыба Хамзы-хаджи Галлямова. Дело не только в названии и имени, но и в том, что усилиями Хамзы-хаджи по всей республике было построено около десятка мечетей, а он сам был признан почетным жителем 13 населенных пунктов. Десятки благодарственных грамот напоминают о заслугах покойного имама, который в 2003 году начал строительство этой мечети. Для этого он оформил договор аренды земли на месте бывшей стоянки в Сипайлово с городской администрацией. Срок договора был всего на один год, но планировалось, что он будет продлен. На территории вокруг будущей мечети появились торговые киоски и предполагалось, что за их счет будет происходить частичное финансирование строительства.
В 2006 году мечеть наконец была возведена, окружающие ее торговые точки уже занимались лишь халяльной торговлей. Созданная местная религиозная организация (МРО) Октябрьского района должна была оформить землю и мечеть. Но тут начались проблемы. Районная и городская администрации долгие годы отказывали организации в оформлении договора аренды земли.
— Хамза-хаджи строил мечети по всей республике, а не делился деньгами с чиновниками. Ему неоднократно намекали, что надо бы делиться, но он не захотел. К тому же у него не сложились отношения с бывшим замглавы администрации города Владимиром Дмитрюком. Поэтому ему так и не давали до самой смерти возможности оформить аренду, — утверждает одна из учредителей фонда Асия Галлямова.
Время от времени спор местной религиозной общины и администрации вяло возобновлялся, но сохранялся статус-кво. До 2015 года вот так без всяких правоустанавливающих документов мечеть работала, как и ряд торговых точек.
Вакуум
В 2015 году имам-хатыб Хамза Галлямов умер. Какое-то время в Фонде имени Хамза-хаджи не знали, что делать. — Возник управленческий вакуум, службы шли, прихожане ходили в мечеть, но что будет дальше, мы не понимали, — рассказывает бывший муэдзин мечети Дим Хабиахметов.
Но мечеть не может быть без имам-хатыба. Если первого имама формально избирала община, то Тулкинжон Каримбердиев был назначен Председателем ЦДУМ России Талгатом Таджуддином. При этом сейчас выступающие против действующего имам-хатыба члены общины признают, что сами голосовали за кандидатуру Тулкын-хазрата.
— Тулкын-хазрата мы считали своим, поэтому мы согласовали его кандидатуру. Формально выборов не было, но мы для себя выбирали не самого лучшего среди мусульман, а того, кто был среди нас. Не думали, что он станет таким, — жалуется Асия Галлямова.
Слова вдовы покойного основателя мечети как бы убедительно не звучали, все же являются субъективной оценкой.
— Должность имама не передается по наследству. Согласно уставу ЦДУМ России фарман издает верховный муфтий. Однако все прихожане четко помнят, как в 2014 году на празднике Ураза-байрам покойный Хамза-хаджи высказался в пользу Тулкын-хазрата. Об этом он потом говорил не раз, — парирует один священнослужитель мечети Хаммат-хазрат.
Но смена имама означала не только смену лиц, но и другие перемены. Тулкын-хазрату удалось за короткий промежуток времени оформить аренду земельного участка и мечеть в собственность.
— Нам трудно понять, как землю нам не оформляли 12 лет, а тут вдруг неожиданно за три месяца аренду город дает. Нет ли здесь коррупционной составляющей? – задается вопросом один из руководителей фонда Айрат Халитов.
Вопрос, конечно, интересный. Но на него может быть и другой ответ. Махалля № 1615, пришедшая на смену МРО Октябрьского района была перерегистрирована как каноническая часть ЦДУМ России. Представители фонда Хамза-хаджи утверждают, что покойный муфтий и его Фонд раньше вели свою деятельность независимо от ЦДУМ России. Они делали пожертвования на проекты муфтиата, в том числе помогали Российскому исламскому университету ЦДУМ, но были независимы. Возможно, что прежде независимая от крупных мусульманских организаций община не очень устраивали администрацию. Очевидна и выгода для ЦДУМ России, так как теперь часть пожертвований направляется в этот муфтиат.
Однако эти слова идут в разрез с уставными документами МРО Махалля № 1615, по которым она изначально относилась к ЦДУМ России. К тому же многие помнят, что именно Шейх-уль-Ислам Талгат Таджуддин в начале 2000-х годов ходатайствовал о выделении земли под мечеть. Сам Хамза-хаджи вообще некоторое время возглавлял Региональное духовное управление мусульман в структуре Талгата Таджуддина.
Денежный вопрос
Неприятно это говорить, но, как нам кажется, любой дележ власти всегда связан с финансовыми потоками. Мы уже упоминали, что на прилегающей к мечети территории расположены торговые киоски халяльной продукции. Между новым имам-хатыбом и Фондом имени Хамза-хаджи начали возникать споры по хозяйственным и бытовым вопросам. Кто-то не пускает кого-то в помещения для омовения, кто-то не делает ремонт. Стороны обвиняют друг друга в неисполнении взятых на себя обязательствах по оплате услуг ЖКХ. Но кроме этого чувствуется, что присутствует и денежный вопрос. Представители фонда не очень хотят распространяться по этому поводу.
— Хамза-хаджи придумал очень интересную схему финансирования строительства и содержания мечети. Все эти предприниматели платили не арендную плату за торговлю на эти точках, а делали пожертвования в мечеть. Мне кажется – это очень интересная модель содержания культового сооружения, — считает Айрат Халитов.
Схема действительно интересная, так без оформления дочерних структур и налогов можно получать прямое финансирование. Но к такой схеме возникают и вопросы. Арбитражные суды различных инстанций уже вынесли решение по требованиям администрации Октябрьского района о выселении некоторых предпринимателей.
— Договор аренды предполагает, что прилегающая территория должна благоустраиваться. Но вместо этого там осуществляется коммерческая деятельность. Мы просили хоть один раз часть поступлений с аренды направить именно на это. Но понимания в фонде не получили, — говорит собеседник из администрации Уфы.
Впрочем, чиновникам в этой ситуации все равно, кто будет производить благоустройство. Но ни фонд имени Хамзы-хаджи, ни Махалля под руководством имам-хатыба особого рвения не выражают.
Без итогов
— В основе нашей деятельности лежат шариат и законы Российской Федерации. Мы хотим, чтобы все было законно. Очень прискорбно говорить о конфликте в нашей общине. Лично я думаю, что за ним стоят третьи лица, которые натравливают на меня наследников Хамзы-хаджи. Нужно помнить, что шариат и законы не говорят о том, что мечеть наследуются. Самое главное, что в мечети сейчас идет духовная деятельность. Я уверен, что Аллах ниспошлет всем нам силы для преодоления этой ситуации, — комментирует имам-хатыб Тулкын-хазрат.
В пресс-службе ЦДУМ России нам сообщили, что Верховный муфтий не готов комментировать обращение Асии Галлямовой и ее сторонников.
— По уставу МРО Махалля № 1615 решение о недоверии может вынести общее собрание членов махалли, состоящее из прихожан и священнослужителей. Повестку же дня собрания определяет Совет махалли. Такое решение направляется на рассмотрение председателю ЦДУМ. В этом же случае имеется протокол, подписанный лишь несколькими лицами. Представители Благотворительного фонда Имам Хазрат Хамза Хаджи значительно представлены в органах управления Махалли № 1615 и ревизионной комиссии. У них есть вполне реальные рычаги для влияние в общине, — говорит источник близкий к мечети.
С другой стороны, нам вполне понятны эмоции тех людей, которые вместе с Хамза-хаджи стояли у истоков мечети в Сипайлово, а теперь чувствуют, что их обошли в решении вопросов ее функционирования.
Лучше всех об этом сказала предпринимательница Таскира Хисамова.
— С первых дней я была здесь. Мы все вместе строили мечеть. Асия-апа всегда была рядом с Хамзой-хаджи. Когда его пытались пугать полицией, она была рядом. Когда ему не давали аренду и требовали денег, она всегда помогала. Мы за все эти годы многое прошли, лишней копейки ни у кого не было, но мечеть мы строили. Я всегда раньше была в мечети, а сейчас я в нее заходить не хочу, там все для меня чужие. А хайер (пожертвование) я лучше теперь дам детям-сиротам.
Ну что тут скажешь? Все это неприятно и больно. Но при этом конфликт вокруг этой мечети является не единственным в республике. То в ДУМ РБ конфликт вокруг мечети в Белорецке доходит до рукоприкладства, то различные группы мусульман обвиняют друг друга в ваххабизме. А скандал со строительством мечети «АР-Рахим» на проспекте Салавата Юлаева уже приобрел политический характер, когда Глава РБ показал неспособность быстро решать конфликты в этой тонкой сфере.
Комментарий.
Вячеслав Пятков, Председатель Совета по государственно-конфессиональным отношениям при Главе РБ:
— Мы в курсе данной не очень приятной ситуации и рекомендовали администрации Октябрьского района пригласить все конфликтующие стороны на диалог с участием представителей Центрального духовного управления и паствы. Государственные органы в свою очередь сделали все возможное для работы этой мечети, я думаю, что общий язык будет найден.
Автор: Рамиль РАХМАТОВ
Оригинал публикации: PROUFU.ru